Правильный баланс белого или как его найти, установить и использовать?!



Как только начинающий фотограф сделает кадр без вспышки да еще при освещении обычной лампой, то сразу начнет задаваться вопросом: А почему у меня на фотографии всё красно-желтое!?

В поисках ответа он непременно наткнетесь на страшный термин баланс белого или ББ. Куча форумов и фотоблогов расскажет о том, как его нужно выставлять в настройках фотокамеры / лайтрума / фотошопа или по серой карте.

В свое время, я тоже изучил уйму подобного материала и таки умею выставлять баланс белого. Обрабатывая снимки я старался выставить идеальный белый цвет. Пока я не осознал насколько это бессмысленное занятие для человека, что не связан со студийной коммерческой съемкой и коммерческой печатью.

Давайте же порассуждаем о том, а если ли смысл выставления идеального баланса белого на снимках!?.



Основная бессмысленность идеального баланса белого заключается в том, что мы все воспринимаем свет по-разному. И там, где вы будете видеть холодный синий оттенок, ваш друг будет видеть нейтральный цветовой тон. Ни теплый, ни холодный. К примеру.

Иначе говоря, если вы ставите баланс белого на глазок, то вы ставите его по своим глазам. И итоговый тон фотографии будет правильным только для вас. Для всех же остальных, ваша фотография будет находится в диапазоне от чуть холодных оттенков цвета до чуть теплых. Само собой, что полным исключением нужно считать людей с дальтонизмом.

Исключением из этого будет использование нейтральной серой карты для настройки ББ. Но, весь цимес в том, что нейтральной ее посчитал консорциум людей, которые также субъективны в отношении воспринимаемых ими цветов. Она позволит получить верный баланс белого относительно принятых стандартов, но, не относительно того, как вы воспринимаете цвет лично. Иначе говоря, серая карта помогает индустрии, связанной с цветообработкой работать в неких стандартах, но от идеального баланса белого она может быть достаточно далека.

Такой вот силлогизмъ.

Правильный баланс белого и что можно считать им?!

Для начала выйдите на улицу и посмотрите вокруг себя. Вы видите где-нибудь чистый белый цвет?! Думаю, что нет.

Даже белая машина на поверку окажется слегка сероватой из-за тончайшего слоя пыли. Так почему мы считаем, что белый цвет должен быть на наших фотографиях?!

Если вы фотографируете на улице и есть солнце, то на фотографиях не может быть белого цвета, ибо солнце все окрасит в желто-красный тон. В зависимости от времени года и времени суток этот тон может быть слабее, сильнее, более красным или более малиновым. И, сооответственно, всё приобретет соответствующую тональную окраску.

Можно ли считать снимок, сделанный на закате и, соответственно, в тональности красного, неправильным?! Нет, вы же его делали вечером, когда все залито этим красным светом, более того, вы специально ждали это освещение.

Правильный ли это баланс белого?! Нет.

Но, это ли вы видели своими глазами?! Да.

Сделайте же правильный вывод для себя о том, что важнее: настоящее освещение и его цвет или его правильная математическая модель.

Как выставлять баланс белого. Советы начинающим фотографам из личного опыта

После осознания факта субъективности баланса белого я практически перестал его выставлять до неких идеальных значений, что начало мне экономить уйму времени и стал руководствоваться несколькими простыми правилами:

  • Если при съемке освещение было холодным, то и баланс белого должен быть холодным, со сдвигом в синий спектр.
  • Если при съемке освещение было теплым, то и баланс белого должен быть теплым, со сдвигом в красно-желтый спектр.
  • Если я не знаю какой баланс белого нужен, то я ставлю теплый daylight / Cloudy, ибо люди больше любят теплые тона, чем холодные.
  • Если есть художественный замысел, то баланс белого может быть любым. Лишь бы подчеркивал этот замысел при необходимости.

Обычно я оперирую несколькими параметрами баланса белого в Лайтруме, немного корректируя в нужную мне сторону, руководствуясь при этом теми принципами, что я изложил выше. Итак, используемые пресеты баланса белого:

  • Дневной свет / Daylight
  • Облачно / Cloudy
  • Как снято / As shot

Сама же фотокамера у меня настроена на автоматический баланс белого и я не могу сказать, что она сильно с ним ошибается.

Что я порекомендую вам!?

Не нужно, на начальном этапе изучения фотографии, слишком сильно заморачиваться с балансом белого, цветовыми шкалами, цветовыми температурами, различиями между лампочками дневного света и флуоресцентного в цветовой температуре и прочими околотехническими терминами, что вываливают на вас около- фотографические сайты. Достаточно помнить, что были за условия, когда вы снимали свой бесценный шедевр.

Маленькое дополнение

Я очень хочу верить, что вы при чтении этой статьи не путали баланс белого, цветокоррекцию и сплит тонирование т.е. раздельное тонирование теней и света. Необходимость выравнивать тон кожи из-за ее особенностей у конкретного человека имеет слабое отношение к самому балансу белого. :)

Помните то, что вы видели своими глазами. Это самый правильный баланс белого. Не загоняйтесь больше, чем того требуется.

По традиции это фотоблога, немного про фотографию из статьи: Я обработал ее в холодном тоне, близком к нейтральному, чтобы подчеркнуть ту холодную погоду, что была при съемке этого кадра. Вся обработка заключалась в небольшой подстройке баланса белого, ибо камера его зафиксировала более синим, чем было в реальности. Я мог оставить так, как сняла фотокамера, что дало бы на снимке более позднее время дня, чем оно было в действительности или сделать его более теплым, получив визуально более теплую погоду в кадре. Моим предпочтением был все же холодный тон середины пасмурного холодного дня, что и было в реальности.