Нужен ли штатив для фотоаппарата начинающему фотографу?!

Вы здесь: Уроки фотографии / Как фотографировать


Любой новичок, изучающий кучу сайтов в поисках заветного списка того, что следует приобрести, наверняка уже натыкался на описания того, почему же ему столь необходимо прикупить штатив.

Если быть кратким, то так сказал "гуру".

Реальность же гораздо прозаичней. Штатив будет тупо валятся и пылиться в углу подобно моему, который пролежал почти год и только совсем недавно начал использоваться. Но, хочу сразу внести ясность, что я снимаю уже несколько лет и ушел в своем развитии в сторону iHDR и широкодиапазонной фотографии, где штатив просто обязателен.

Итак, отбросим весь ненужный нам маркетинг и прочие байки из склепа и попробуем трезвым взором оценить и понять нужен или не нужен вам штатив.


Фотография Красной площади в сумерках


Нужен ли мне штатив?!

Что может дать мне штатив в моем развитии, как фотографа?! Это первый вопрос, который вы должны себе задать перед его покупкой и мечтами о том, как круто вы теперь будете фотографировать.

И совершенно неправильным будет ответ, что-то вроде: "Да ерунда-то какая, да за три тыщи рублёв купить-то можно, чо тут думать аще-то". Ибо, если вы пойдете по этому пути решения и развития, то вы станете легкой добычей маркетолухов от фототехники и счастливым обладателем кучи фото- хлама в последующем. По своей сути, хламом это не является, но пользы вам не принесет никакой, ибо вы не будете использовать все то, что накупите. Остерегайтесь подобных рассуждений изначально.

Однако, мы отвлеклись.

Так вот, вы уже знаете, что суть штатива кроется в том, чтобы позволить снимать вам с длинной выдержкой или когда требуется четкий и резкий кадр.

Понятие четкого кадра, с отсутствием так называемой "шевеленки", прямо коррелирует с выдержкой на фотоаппарате. Иначе говоря, при короткой выдержке кадр будет резким и при съемке с рук, то есть без всякого штатива.

Попробуем найти примеры съемки, которая требует длинной выдержки. К слову, под длинной выдержкой мы будем подразумевать выдержку более 1/15 секунды, с условием наличия стабилизации и зеркальной фотокамеры.

Несомненно, это будет:

Лично для меня допустимым вариантом являлся только пункт "Съемка в темноте". Сиречь, ночью. Архитектуру.

Теперь давайте разбирать весь этот список по пунктам.

Штатив и съемка в темноте

Фотография в заголовке статьи была сделана в условиях сгустившихся сумерек, с рук на фотокамеру Canon 1000D. Выдержка, установленная камерой в режиме приоритета диафрагмы, составила 1/10 секунды. ISO 800, диафрагма 4,0. Обратите внимание на количество фотографов со штативами.

Действительно, если вы абсолютно уверены, что съемка ночной архитектуры это ваше призвание, то штатив вам необходим. Также будет необходимо проживание в городе, рангом не ниже Екатеринбурга, Новосибирска и иже с ними.

В обычном провинциальном городке нет такого количества "архитектуры", да еще и с подсветкой, что вам потребовался бы второй выход "в ночное". А на один раз, можно и без штатива. Достаточно положить фотокамеру на пенек.

Фотосъемка в режиме Bulb потребует наличия штатива, и это несомненно. Но, в большинстве своем, штатив легко заменяется на пенек или берется в аренду. В целом же, если говорить про съемку в темноте, то автор, более двух лет обладая штативом, использовал его от силы пару раз до недавнего времени. Меня утешает только одно, что штатив был весьма бюджетной цены.

Архитектура и ландшафт

Вспоминая про наш уговор считать длинной выдержкой 1/15 секунды, то можно сделать вывод, что архитектуру и ландшафты можно снимать практически до полного захода солнечного диска с рук. Исключением тут можно считать только страсть к "умной" HDR - фотографии, но про это позже.

По крайней мере, мне удается обходиться без штатива при этом виде съемки.

Портретная фотография

В ином случае: см. пункт один.

Макро фотография

Не спорю. Тут штатив нужен.

Но, макро- фотографией всерьез начинает увлекаться один из сотни начинающих. Вдобавок, качественная макрофотография требует весьма серьезного обвеса в фототехнике и больших знаний самого процесса фотосъемки. Вряд-ли вы, на начальном этапе, будете ею заниматься.

Да, я знаю, что вы уже сфотографировали бабочку в автоматическом макро- режиме со своей зеркалки. Это не считается.

Макрофотография - удел избранных маньяков. Идем дальше...

Штатив и панорамы

Без хорошего штатива нет хорошей панорамы. Это аксиома. Если вы считаете, а главное вы уверены, что будете этим заниматься, то отправляйтесь покупать штатив.

В остальном же, панорамная съемка напоминает макро. Такой же маньячизм узкого круга фотографов.

Штатив для понтов

Штатив Manfrotto, с головкой за несколько тыщ и выдерживаемым весом под десяток килограмм. Плевать, что ваша камера весит всего 600 грамм, вместе с объективом.

Плевать, что штатив вообще вам обошелся дороже, чем сама камера.

Это понты и они бесценны. Главное, не забывайте рассказывать всем о том, какую сумму вы за него выложили и сколько он выдерживает.

Съемка предметки

Конечно же. Вы всерьез думаете, что к вам толпой побегут клиенты с просьбами сфотографировать их товары или вас ждет ошеломляющий успех на фотостоках?! Боюсь вы ошибаетесь изначально и очень сильно.

Стало быть, тут штатив вам не потребуется. А ради интереса изучения самой предметной съемки можно и на стопке книг уложить свою зеркалку.

И предметка это менее всего то, что я рекомендовал бы вам изучать на данном этапе развития. Дело сиё неблагодарно, бессмысленно и к последующему развитию не приводит.

Резюме. Штатив vs новички

Окончательные выводы вы должны сделать сами, но, с высоты своего опыта, я хочу заметить, что штатив мне потребовался только спустя несколько лет неспешной некоммерческой съемки, когда я притопал к пониманию iHDR, Ken Kaminesky и иже с ними.

Если вы видите свое развитие в коммерческой съемке, то там несколько иные правила игры и совершенно иной список требований к фотоаппаратуре и к самим навыкам фотографа. Здесь я не буду, что либо советовать вообще.

При некоммерческой же а-ля выезды на шашлыки, друзья и подружки в близлежащем парке, то вряд-ли вам потребуется штатив, как бы маркетологи от фотографии вам его не втюхивали.

Уж лучше прикупите "полтинник 1,8". Деньги те же, а пользы немного больше.

Подобные рассуждения можно продолжать сколь угодно долго. Как и находить все новые виды съемок, где использование штатива для фотоаппарата будет оправданным или же нет. Суть кроется в том, что вы должны сами для себя выяснить, чем вы будете заниматься в фотографии по мере своего развития и отсюда уже делать выводы о нужности или ненужности фото- штатива для вас.

Ну и немного о фотографии вначале статьи: ее мораль заключается в том, что она сделана с рук на "новичковую" зеркалку Canon 1000D c объективом 18-55 mm kit в сумерках, без использования штатива.

Рекомендую по теме: