Как проверить правильность экспозиции снимка быстро и легко?!



На вконтактовских пабликах, посвященных новичковой фотографии, часто можно встретить один совет, которым присутствующие периодически награждают друг друга. А именно, сделать фотографию темнее или светлее. Все старательно следуют этому совету, не осознавая тот факт, что они пытаются воссоздать на своей фотографии то, чего не было изначально.

Да, на всех этих фотографиях нет правильной экспозиции.

Нет, нет.

Я не буду сейчас рассказывать, как ее настраивать, что это такое, как это связано с диафрагмой и как фотографировать вообще. Я просто покажу вам, как можно получать снимки с нормально проработанным светом и не проваленными тенями изначально, просто оценивая гистограмму снимка и подстраивая фотокамеру.

На любой современной цифровой фотокамере есть такой инструмент, как гистограмма, которая показывает распределение яркости / цвета на конкретной фотографии. Это идеальный инструмент для получения правильной экспозиции. И сейчас я расскажу, как ее легко и просто можно расшифровать и понять.

*Само собой, что вы должны знать, как вызывается показ гистограммы на вашей фотокамере.

Как проверять экспозицию по гистограмме?!

Итак, по гистограмме вы всегда можете судить о том, насколько экспозиция полученного вами снимка верна. Гистограмма может выглядеть следующими образами:

Гистограмма недоэкспонирования

Здесь гистограмма говорит нам о том, что фотограф просто офигенно промахнулся с экспозицией и фотография будет темной, с потерями в тенях. Потери в тенях это такой условный термин, который описывает то, что все теневые участки превратились в куски черного цвета.

Именно уход гистограммы в левый край говорит о провале в тенях и чем сильнее она будет смещена в ту сторону, тем серьезнее будут проблемы с темными участками тени на фотографии. Синим цветом лайтрум подчеркнул участки, где безвозвратно потеряны детали в тени. Итоговая же фотография будет излишне темной, контрастной и неинтересной и гистограмма нам говорит про это явным образом, смещая всё за левый край своего графика.

*Исправить проблему недоэкспонирования можно увеличением выдержки, открыванием диафрагмы или увеличением ИСО.



Гистограмма переэкспонирования

Следующий скриншот с гистограммой говорит о том, что хорошо освещенные участки выжжены в белый цвет из-за промаха фотографа с экспозицией. Когда это происходит, то на ваших фотографиях не будет красивого неба, в частности, с тонким и нежными облаками. Небо будет просто куском белого цвета.

Обратите внимание, что здесь гистограмма уходит в правый край. Такое распределение говорит о том, что все яркие участки выжжены в белый цвет и тонкой игры света и цвета на этой фотографии не будет. Все будет очень ярким, включая и теневые участки снимка.

Конкретно на этой фотографии, из-за ошибки экспозиции сильно пострадал дощатый настил, кресла и столики. О чем нам и сообщает лайтрум, выделив все выжженые места красным цветом. Да и сама фотка утратила множество деталей и выглядит так себе.

*Исправить проблему переэкспонирования можно уменьшением выдержки, закрытием диафрагмы или уменьшением ИСО.



Гистограмма правильного экспонирования

Эта же гистограмма говорит нам о том, что с экспозицией на этой фотографии все. На ней замечательно проработаны и света, и тени. И в итоге, все детали на сцене будут нормально проработаны и видны на самом снимке, что мы и видим на этом примере.

На этой фотографии внимательно рассмотрите те участки, что были маркированы синим и красным на предыдущих снимках. В отличие от предыдущих снимков, на снимке с нормальной экспозицией сохранены все детали в указанных участках.



Экспозиция, гистограмма или, что и когда считать нормальным?!

Приведенные выше примеры распределения гистограммы на снимке часто встречаются в ходе съемок, но уход гистограммы в какой-либо край не всегда является ошибкой. Однако:

Как понять, когда гистограмма показывает правильную экспозицию, а когда нет?!

Гистограмма, что показывает нормальное распределение, достаточно часто встречается при съемке, однако, его можно считать "примерно идеальным". Уход гистограммы от этого идеала, в какую-либо сторону вполне допустим и по нему можно судить о примерном освещении в момент съемки.

Чтобы было яснее, рассмотрим все в примерах, ибо это лучший способ обучения фотографии.



Так, гистограмма, немного смещенная в левую сторону, будет говорить о том, что вы снимали в пасмурную погоду или вечером, в легких сумерках, к примеру. Одним словом, при не ярком, но достаточном освещении. То, что гистограмма не стремится зайти за левый край, говорит о том, что мы проэкспонировали фотографию правильно, сохранив все теневые участки сцены.

Ни в коем случае не считайте подобную гистограмму своей ошибкой в экспозиции. Это гистограмма правильной экспозиции, просто снимок сделан ночью, как на примере.



Гистограмма же, смещенная вправо будет говорит об обратном: о достаточно сильном освещении при съемке или наличии большого по площади светлого объекта. На данном примере это небо. Подобная гистограмма характерна для освещенного дня. Однако, обратите внимание, что гистограмма не заходит за правый край. Это говорит о том, что сцена на фотографии освещена хорошо, но все светлые участки проэкспонированы правильно и не являются куском белого цвета.

Резюмируя нужно заметить, что гистограмма, за исключением явно сложных условий съемки, не должна уходить за какой-либо край графика. Уход за край позволяет однозначно судить о том, что была ошибка в экспозиции снимка. Приучитесь смотреть на гистограмму сразу, как сфотографируете, ибо, оценив возможный просчет в экспозиции, вы сможете повторить кадр, но с уже верными настройками фотокамеры.

Ну, а получение верной экспозиции на снимке, сиречь верном его экспонировании, будет темой следующей статьи, где вы также узнаете, на кой ляд в камеру встроен экспонометр и как его использовать.