Как и когда нужно снимать в режиме приоритета выдержки?



Любой начинающий фотограф рано или поздно вспоминает про наличие этого режима на своей зеркалке. Однако, вот как его использовать зело неясно и из инструкции не всегда понятно. Не, ну понятно, мол, юзабельно при съемке спортивных состязаний и бла - бла - бла.

Я честно попытался снимать спортивные состязания в режиме приоритета выдержки, однако очень быстро плюнул и "перекрутил" свой Pentax в привычный и родной приоритет диафрагмы.

Приоритет выдержки ничего существенного мне, в тот момент, не выдал, а приоритет диафрагмы позволял регулировать глубину резкости, что для меня очень важно.

Мне стало интересно, один из основных полуавтоматических режимов и вдруг не юзабелен?! Да не может быть.

Вскоре мне представилась возможность поснимать Храм Христа Спасителя при отвратительной погоде. Выдержка была достаточно высокой, вдобавок руки тряслись от холода, поскольку к этому моменту я уже изрядно замерз. Редкие прохожие добавляли мутных силуэтов на кадре, а укладывать свою зеркалку на мокрый парапет мне не хотелось. Несмотря на всю влагозащищенность моей зеркалки, я предпочитаю не рисковать.

И тут меня озарило: Вот тут нужен приоритет выдержки. Вот про какую спортивную съемку могла идти речь в инструкции к фотоаппарату. Речь шла о необходимости заморозки движения в кадре.


Фотография Храма Христа Спасителя снятая с приоритетом выдержки

Правило единички, деленной на фокусное расстояние

Вдумчивый читатель задаст тут вполне резонный вопрос: а как определить какую выдержку ставить то!?

Начинающие фотографы, и люди считающие себя ими, могут руководствоваться простым правилом, которое гласит, что минимальная выдержка для конкретного объектива составляет единицу, поделенную на фокусное расстояние.

Поскольку ваш покорный слуга оперирует китовым объективом 18-55 мм, то выдержке полагалось быть в 1/50 секунды. Зная возможности своей камеры, я предпочел поставить 1/30 секунды и снял ряд кадров.

Сделаю вывод для того чтобы вы могли окончательно понять некое базовое применение съемки в приоритете выдержки:

При съемке в условиях плохой освещенности есть смысл фотографировать в приоритете выдержки. Это позволит получить вам более-менее резкие фотографии. Недостатком может быть малая глубина резкости, которая будет определяться техническими параметрами вашей камеры, объектива и твердостью ваших рук.

Расшифрую последнее предложение о технических параметрах зеркалки.

Моя фотокамера Pentax обладает стабилизацией изображения, хотя другие производители фотокамер выносят стабилизацию на объектив. Но, речь сейчас не об этом.

Благодаря стабилизации изображения я знаю, что могу опустить выдержку ниже, чем если бы было по правилу "единички на фокусное расстояние". Благодаря своей профессии инженера и работе с инструментами, у меня достаточно твердые руки для того, чтобы позволить себе увеличить выдержку на фотоаппарате еще больше.

В итоге: я могу снимать на выдержке в 1/4 секунды, с учетом последующего уменьшения снимка. \m/

Что это дает мне при съемке в приоритете выдержки!?

Это позволяет мне установить выдержку в 1/4 секунды и моя зеркалка автоматом поставит достаточно больше значение диафрагмы, необходимое мне для нужной глубины резкости или около того.

В случае же использования того правила в буквальном понимании, я должен был бы поставить выдержку в 1/50 секунды, разница бы по выдержке была бы более чем в 12 раз, и камера подобрала бы мне совсем уж крохотное значение диафрагмы. Вероятнее всего минимально допустимую для моего объектива, то есть 3,5.

Что я хочу всем этим сказать?!

Нужно понимать, в каких условиях лучше использовать именно режим приоритета выдержки. В условиях сумерек, просто слабого освещения или когда нужно "заморозить" кадр он вне конкуренции, естественно среди полуавтоматических режимов.

Нужно понимать и знать, установку какого значения выдержки вы можете себе позволить, сообразуясь со своими:

  • Физическими данными
  • С техническими параметрами своей зеркалки
  • С художественным замыслом а-ля текущая вода, падающие капли и etc

Естественно, что при наличии штатива и съемке неподвижных объектов, приоритет выдержки более нужен уже для художественных эффектов съемки а-ля текущая вода или движение звезд.