Как сделать фотографию резкой и четкой или почему ваши фотографии размытие и нерезкие?!



Знаете ли вы, в чем заключается главная проблема человека, который решил научиться фотографировать? В том, что он взял фотоаппарат в руки. Шучу-с.

Основная и первая проблема, с которой сталкивается новичок, это проблема резкого снимка. Точнее сказать, проблема отсутствия резких снимков, ибо все, что вы фотографируете, на поверку оказывается смазанным, размытым, нечетким, нерезким и расфокусированным. Что говорится, выберите для себя подходящее описание вашего случая.

Поскольку я ежедневно наблюдаю достаточно большое количество нерезких фотографий в разных местах интернета и всея Вконтакте, что мне уже порядком поднадоело, то и появилась идея написать подробное руководство, которое рассматривало бы все вопросы, связанные с резкостью фотографий или отсутствием этой самой резкости. Разумеется, это руководство сейчас перед вами.

Итак...

Как и почему появляются нерезкие фотографии?

Говоря об отсутствии резкости можно выделить несколько причин возникновения смазанных или нерезких фотографий:

  • Ошибки фокусировки, приводящие к расфокусированной фотографии или отсутствию фокуса в нужном месте снимка.
  • Слишком большая выдержка для съемки с рук, приводящая к смазу и "шевеленка"
  • Слишком маленькая глубина резко изображаемого пространства (ГРИП)
  • Бэк- и фронт-фокус объектива или фотоаппарата.

Прежде, чем вы двинетесь дальше в своем обучении при помощи этого руководства, я прошу вас открыть какую-нибудь нерезкую фотографию сделанную вами, и вашей задачей, по мере изучения сего трактата, должна стать попытка обнаружения вашей ошибки, что привела к отсутствию резкости на снимке.

Фокусировка фотоаппарата и ошибки автофокуса

Наиболее вероятная причина появления смазанных и нерезких фотографий это ошибка автофокуса фотоаппарата. Но, я несколько расширю это утверждение, добавив "или фотографа, который не знает, как работает автофокус и как правильно фокусироваться, используя автофокус". Это утверждение получилась несколько длинным, но важнее всего, чтобы вы уловили его суть.

Итак, как нужно фокусироваться, чтобы фотография получилась резкой?

Достаточно понимать основной принцип работы автофокуса:

Чем контрастнее объект, на который вы фокусируетесь, тем легче, быстрее и точнее отработает автофокус вашего фотоаппарата.

Посмотрите на две приведенные ниже иллюстрации. Как вы полагаете, в каком случае автофокусу будет проще "зацепиться" и сфокусироваться? Верно, в первом случае, поскольку объекты и их границы более контрастны друг к другу, что существенно облегчает работу автофокусу, повышая его точность и снижая вероятность его ошибки.

Использование слабоконтрастных объектов в качестве места фокусирования - распространенная ошибка начинающих фотографов.

Например: Когда вы фокусируетесь на лице человека, то не стоит использовать для этого кончик носа или его щеку. Фокусируйтесь по глазам, они более контрастны, по отношению к лицу, и автофокус отработает более корректно, что дополнительно позволит избежать и такой распространенной проблемы, как отсутствие резкости на глазах у портретируемого.

Иначе говоря, первый способ борьбы за резкость на фотографии это правильный выбор места, в которое вы будете производить фокусировку.

Рассмотрим следующую популярную ошибку автофокуса, с которой часто сталкиваются начинающие фотографы. Кратко ошибку можно описать так: Фокус есть, но не там, где нужно.

Корнем возникновения этой проблемы является автоматический выбор точки фокусировки фотоаппаратом. То есть, фотоаппарат сам выбирает, куда он желает сфокусироваться, вам же остается лишь покорно жать кнопку спуска затвора по звуку подтверждения фокусировки.

В этом режиме работы фотоаппарат самостоятельно определяет наиболее контрастные объекты снимка и производит фокусирование по ним. И этим объектом может быть, что угодно, как чаще это и происходит, а не то, что вы хотели бы или желали. Ваша подруга, стоящая в тени дерева, всегда проиграет черной машине, что ярко освещена солнцем и проезжает мимо вас через кадр. Фотоаппарат предпочтет более контрастную машину для автофокусировки, нежели вашу подругу. Но, я вполне допускаю, что ваш фотоаппарат обладает лучшим вкусом на машины, чем вы на женщин. Ну или мужчин.

Итог же будет один, вы получите нерезкую фотографию, по своей сути.

Как же избежать подобной проблемы ошибочной автофокусировки?

Как я уже неоднократно писал на страницах своего фотоблога: Никогда не используйте автоматический выбор точек фокусировки фотоаппаратом.

Достачно начать самостоятельно указывать фотоаппарату точку фокусировки и количество нерезких фотографий значительно уменьшится, и вы должны знать, что центральная точка фокусировки самая точная и надежная. Рассмотрим следюущую популярную причину возникновения нерезких, смазанных фотографий - шевеленку.

Шевеленка

Как правило, шевеленка выражается тем, что фокус на фотографии отсутствует вообще, и, чаще всего, к ее возникновению приводит попытка фотосъемки с большей выдержкой, чем вы можете себе позволить в данный момент времени.

Как правило, опытные фотографы знают, на какой выдержке они могут фотографировать с рук, не опасаясь появления шевеленки или сильного смаза изображения, начинающим же фотографам сия тайная магия неведома.

Существует популярное правило, которое гласит, что минимальная выдержка должна составлять единицу, поделенную на фокусное расстояние объектива. Иначе говоря, для популярного объектива 50 мм, выдержка, при которой можно снимать с рук с наменьшей вероятностью появления смазанной фотографии, составит 1/50 секунды. В реальности же это значение может быть ниже, благодаря твердым рукам фотографа или системе стабилизации объектива.

В любом случае, только с опытом приходит понимание величины выдержки, которую вы можете себе позволить при съемке с рук. И перед тем, как нажать на спуск затвора, вам следует убедиться, что выдержка, которую вы установили или которую вам подобрал фотоаппарат, не является недопустимо длинной. Пренебрежение этой проверкой часто чревато появлением смаза на фотографии или отсутствием резкости на ней.

Малая глубина резкости

Одно время у начинающих был очень популярен объектив "полтинник" (50 мм/1.8). Доходило до того, что многие покупали его ради диафрагмы 1,8, которая позволяла легко и просто получать размытый фон на фотографиях.

По факту же использования сего объектива, вся дружная толпа начинающих неожиданно получала еще один эффект, помимо размытого фона. Эффект был неприятный и совершенно бесплатный. А именно, слегка размытые, расфокусированные фотографии, на которых фокус отсутствовал вообще. Паблики переполнялись грустными историями о "мыльных полтинниках", а начинающие проклинали производителей и привычно утешали себя рассказами о том, что ожидать большего качества от объектива за 3-5 тысяч рублей не приходиться, да и ожидать было бы глупо.

Однако, как и предполагалось, причина отсутствия резкости крылась вовсе не в объективе. Но, обо всем по порядку.

Рассматривая фотографии, сделанные с использованием этого объектива, можно было заметить, что до резкого снимка фотоаппарат "не доработал" автофокусом совсем чуть-чуть, и, в общем-то, ход рассуждений о проблеме с объективом был бы верным. Если бы речь не шла о фотосъемке на диафрагме 1,8 или 1,4.

Как вы знаете из курса "Основы фотографии", чем меньше установленная диафрагма, тем меньше глубина резкости на снимке. Иначе говоря, тем меньшую площадь резкости на кадре вы получите. Это одна часть проблемы.

Вторая часть проблемы заключается в том, что достаточно вашего малейшего движения или движения того, кого вы фотографируете, и происходит так называемое "выпадение из глубины резкости". И для того, чтобы это произошло, вам будет достаточно отклониться телом на совсем немного и чем ближе вы будете находиться к объекту фотосъемки, тем проще объекту будет выпасть из столь незначительной глубины резкости. В итоге, это явление и приводит к появлению нерезких, слегка расфокусированных фотографий.

Теперь же наступило время перейти к проблемам резкости, которые вызываются уже не вами, а вашим объективом или фотоаппаратом: Бэк- и фронт фокусам.

Здесь я должен сделать важное замечание: Обвинять свой фотоаппарат или свой объектив в нерезкости можно лишь тогда, когда вы абсолютно уверены, что проблема не в вас и ваших руках. А для этого, вам необходимо быть достаточно прошаренным в основах цифровой фотографии новичком.

Бэк и фронт фокус

Этим двум проблемам отсутствия резкости на фотографии присуща одна общая черта:

Фокус на фотографии есть. Просто он немного не в том месте.

Образно говоря, вы сфокусировались на некую точку, но резким на фотографии получилось все то, что находится перед этой точкой. Это и есть проявление фронт фокуса. В случае же, когда точка фокуса на фотографии находится позади точки фокусирования, это будет бэк фокусом. И если вы наблюдаете нечто подобное на своих фотографиях, то необходимо выполнить быструю проверку своего фотоаппарата и объектива на бэк и фронт фокусы.

Проверка фронт- и бэк-фокуса

Все, что нам потребуется это:

  • Линейка
  • Штатив или ровная твердая поверхность
  • Таймер автоспуска затвора фотоаппарата

Проверяется следующим образом:

  • Укладываете линейку на ровную поверхность и, под углом в 45 градусов или около того, размещаете фотоаппарат с включенным таймером спуска затвора.
  • Фокусируетесь центральной точкой автофокуса на какое-либо значение на линейке и производите фотосъемку серии кадров.
  • На этапе фотосъемки важно добиться максимальной неподвижности линейки и фотоаппарата.

Теперь достаточно рассмотреть получившиеся снимки на предмет того, где находится фокус и сделать соответствующие выводы:

  • Если фокус там, куда вы и фокусировались, то все у вас с вашим фотоаппаратом и объективом хорошо. Проблема в вас.
  • Если фокус находится выше по линейке, то ваш фотоаппарат или объектив обладает бэк-фокусом.
  • Если фокус ниже по линейке, то фронт-фокус.

Что же делать, в случае наличия фронт или бэк фокуса? Разумеется, отдать его в настройку, на юстировку.

Юстировка фотоаппарата и объектива

Варианта всего два, подстраивать объектив или фотоаппарат. Разумеется, более осмысленным решением будет настройка, правильнее говорить "юстировка", объектива. Проще и умнее подстроить один капризный объектив под фотоаппарат, чем изменять заводскую юстировку фотоаппарата, что приведет к необходимости подстраивать все объективы в последующем. В любом варианте я рекомендую обратиться в тот сервисный центр, что будет вызывать ваше доверие, а не экспериментировать самостоятельно.

Должен отметить тот факт, что многие фотоаппараты, что ценой выше среднего, обладают возможностью программной подстройки автофокуса из меню самого фотоаппарата. И, если вы являетесь счастливым владельцем подобной техники, то вам стоит проверить наличие или отсутствие подобной функции у вашей модели, заглянув в его инструкцию. Также ряд производителей объективов выпускает опциональные док-станции, что позволяют пользователю подстроить объектив программно, внеся поправку значений для автофокуса.

Во всех остальных же случаях, вам может помочь только качественный сервис. Лучше всего воспользоваться тем сервисом, что указан на сайте производителя вашего фотоаппарата в качестве сервисного партнера. Это дает небольшую гарантию того, что вам не добьют фотоаппарат окончательно, в плане точности работы его автофокуса, что легко и просто могут сделать мастерские вида "У Алика".

Если же вы любите рисковать, то в интернете достаточно инструкций по тому, как отъюстировать объектив или фотоаппарат в домашних условиях своими руками. Но, приступая к самостоятельной юстировке, следует помнить, что скупой платит дважды. А если вам сильно не повезет или инструкция юудет ошибочной, то платить придется уже за новый фотоаппарат или объектив.

Итак, завершая сие руководство для всех начинающих и для всех тех, кто вдумчиво дочитал до этого места, мне хочется отметить, что теперь вы обладаете достаточными знаниями для того, чтобы решить проблему нерезких фотографий раз и навсегда.

Также я предлагаю вам ознакомиться со следующими статьями, что дополняют тему решения проблемы нерезких фотографий более частными случаями:

В моем же случае, когда я только начал фотографировать, проблема нерезких фотографий вызывалась излишне длинной выдержкой и постоянным выпадением из глубины резкости.

Засим, все.