Диафрагма фотоаппарата или как фотографировать в режиме приоритета диафрагмы



Создавая структуру фотокурса, я предполагал начать обучение с изучения мануального режима съемки. Но описание мануального режима требует введения и разъяснения большого количества фотографических понятий, что резко усложняет курс для новичков. Для тех, ради кого курс и задумывался.

Изучение фотографии на основе приоритета диафрагмы позволяет избежать ненужного усложнения, и дает возможность последовательно добавлять новые термины и определения.

Это идеальный режим для изучения основ фотографии и композиции. Приоритет диафрагмы допускает простое и легкое оперирование диафрагмой и глубиной резкости, что приводит к появлению неплохих кадров сразу после изучения этой главы.

Мое самостоятельное обучение начиналось с изучения съемки в режиме приоритета диафрагмы, благодаря которому я смог уделять больше времени композиции кадра, не заморачиваясь с настройкой или подстройкой параметров съемки. Я просто указывал диафрагму, и контролировал значения параметров, что подбирал фотоаппарат, на предмет допустимости значений для съемки с рук.

Подобный способ обучения помогает быстро охватить и изучить большую область фотографии. Благодаря обучению на основе режима приоритета диафрагмы, новичок быстро переходит от стадии владельца фотокамеры к стадии начинающего фотографа.

Съемка в режиме приоритета диафрагмы

Я не буду рассказывать о том, как включать этот режим съемки на вашем фотоаппарате. Полагаю, вы уже ознакомились с инструкцией фотоаппарата и знаете, как включить этот режим.

Чем хорош режим приоритета диафрагмы? Тем, что позволяет быстро переходить от одного жанра фотосъемки к другому через изменение диафрагмы. От съемки пейзажа к съемке портрета на фоне пейзажа, с применением художественного приема в виде размытого заднего фона. Съемка в режиме приоритета диафрагмы неразрывно связана с понятием диафрагмы, а через понятие диафрагмы с понятием глубины резкости. Здесь нет ничего сложного. Но для начала нужно понять, что такое диафрагма и как ее использовать.

Я уверен, вы уже встречали на других ресурсах, вроде неуважаемого мной фотомонстра, разъяснение диафрагмы в виде непонятных графиков, каких-то формул и рисунков. Я не сторонник использования сложной терминологии, и вопрос, что такое диафрагма, объясняю проще:

Диафрагма это то количество света, что попадает на матрицу фотоаппарата.

Запомните простое правило, чем больше света попадает на матрицу, тем светлее кадр. С диафрагмой фотокамеры это связано обратной взаимосвязью. Запомните:

Чем большую диафрагму вы установите, тем меньше света попадет на матрицу фотоаппарата.

Зависимость освещенности кадра от диафрагмы

Представленные снимки были сделаны на разных диафрагмах f/4,5, f/6,5 и f/9,5. Обратите внимание, как изменяется освещенность кадра в зависимости от диафрагмы.

Как диафрагма связана с режимом приоритетом диафрагмы

При съемке в режиме приоритета диафрагмы, фотоаппарат подбирает выдержку для правильного экспонирования кадра при установленной диафрагме и ИСО. Здесь проявляется следующая взаимосвязь:

Чем большую диафрагму вы установите, тем более длинной будет выдержка при неизменном ИСО.

Перефразируя можно сказать так:

Чем меньшее количество света попадет на матрицу фотоаппарата, тем большую выдержку подберет фотоаппарат при съемке в режиме приоритета диафрагмы и неизменном ИСО.

Я не буду разъяснять сейчас, что такое выдержка и ИСО, дабы не усложнять главу. Я введу понятие минимально допустимой выдержки.

Не секрет, что при какой-то величине выдержки съемка с рук становится невозможной из-за смазывания кадра. Задача фотографа сводится к контролю подбираемой фотоаппаратом выдержки для предотвращения появления смазанной фотографии.

Какое значение выдержки считать минимально допустимым для съемки с рук?

Я рекомендую ориентироваться на значение 1/50сек для объектива 18-55мм или похожих 16-35 мм, 17-70 мм. Иначе говоря, если при съемке в режиме приоритета диафрагмы фотоаппарат подбирает меньшие значения выдержки (1/45, 1/30 или 0,2"), то необходимо уменьшить значение диафрагмы или, как говорят фотографы, открыть диафрагму.

Как открыть или закрыть диафрагму

Совет открыть диафрагму подразумевает уменьшение числа диафрагмы. Что произойдет, если вы откроете диафрагму? Уменьшая число диафрагмы, вы увеличиваете количество света, что попадает на матрицу фотоаппарата. Фотоаппарат, установленный в приоритет режима диафрагмы, пересчитает параметры фотосъемки и изменит выдержку, приведя ее к более комфортным значениям для съемки с рук.

Антиподом выступает понятие закрытой диафрагмы. Рекомендацию закрыть диафрагмы нужно понимать, как добрый совет увеличить значение диафрагмы. Фотоаппарат пересчитает параметры съемки и изменит выдержку.

Говоря открытая или закрытая диафрагма, фотографы условно подразумевают следующее примерное деление:

  • Открытая диафрагма: f/1.0 - f/5.6
  • Закрытая диафрагма: f/11 - f/22

Все, что не попадает в указанные диапазоны, условно считается приоткрытой или прикрытой диафрагмой. Обычно здесь делают ошибочный вывод, что диафрагма связана с выдержкой. Это не так.

Режим съемки в приоритете диафрагмы связан с выдержкой. А диафрагма связана с другим фундаментальным понятием фотографии - глубиной резкости или глубиной резко изображаемого пространства (ГРИП).

Глубина резкости (ГРИП)

С первого раза понять глубину резкости достаточно сложно. Мне не доводилось встречать начинающих, кто бы понял глубину резкости с первого раза. Глубину резкости можно понимать как площадь кадра, на которой изображение будет резким, как по плоскости кадра, так и в глубину кадра. Это тот случай, когда проще проиллюстрировать, чем объяснить словами:

Глубина резкости на диафрагме f/4.5 Глубина резкости на диафрагме f/13

Перед вами два снимка одного сюжета, снятых с разной глубиной резкости. Разница между снимками заключается в съемке на разных диафрагмах. Первый снимок снят на открытой диафрагме f/4,5, что обеспечило малую глубину резкости и, соответственно, размытый задний фон. Второй снимок снят на закрытой диафрагме f/13, что привело к большей глубине резкости. Задний фон размыт значительно хуже.

Здесь можно сделать вывод, что чем большую диафрагму вы установите, тем большую глубину резкости в кадре вы получите. Соответственно, чем меньшую диафрагму вы используете, тем меньше будет глубина резкости. Для закрепления понятия глубины резкости, я настоятельно рекомендую проделать следующие упражнения:

Как сделать размытый фон

Я постараюсь не усложнять описание. Вы уже знаете, что глубина резкости зависит от диафрагмы. Следовательно, для размытия заднего фона диафрагму необходимо открыть. Чем больше вы откроете диафрагму, тем больше будет размыт задний фон. Но, что будет, если вы сделаете пару кадров с одинаковой диафрагмой, но разным приближением объекта съемки или сцены? Например:

Глубина резкости при приближении сцены Глубина резкости при отдалении сцены

Очевидно, что на первой фотографии задний фон размыт, на второй же нет. Но, если вы увеличите снятый объект на второй фотографии до размеров объекта на первой, то задний фон размоется. Можно сказать, что размытие заднего фона зависит от того, насколько сильно вы заполняете кадр объектом съемки, но не зависит от расстояния до объекта съемки. Иначе говоря, чем больше вы приблизите объект съемки или сцену, тем больше будет размыт задний фон. Именно это обстоятельство и используется в портретной фотографии.

Вы желаете снять портрет с размытым задним фоном? Нет ничего проще. Откройте диафрагму (f/1.0 - f/5,6), заполните большую часть кадра лицом и телом портретируемого и сфотографируйте.

Это магия

Глубина резкости это составляющая художественной фотографии. Чем лучше вы научитесь использовать глубину резкости, тем художественнее будут ваши кадры. В следующей главе фотокурса вы научитесь делать резкие фотографии и правильно фокусироваться на своем фотоаппарате.