В чем разница между фотографом профессионалом и фотолюбителем

Вы здесь: Уроки фотографии / Обучение фотографии


Я всегда задумывался, где проходит та грань, что отделяет любителя от профессионала? Почему каждый второй фотограф называет себя профессионалом, когда его навыки не превосходят уровень новичка?

В поисках ответа я взял небольшой срез ответов с МейлРу. К сожалению, я не сохраню авторскую орфографию ввиду ее чудовищности, и привожу ответы в исправленном виде, сохраняя смысл. Итак, варианты ответов на вопрос "кто такой профессиональный фотограф?"

Как видите, большинство полагает, что профессиональный фотограф зарабатывает фотографией, получает деньги и живет с этих денег. Возникает противоречие, ибо наличие профессии не означает профессионализма в ней. Но на это обстоятельство внимание никто не обращает.

Заметьте, ответы не допускают продумывания кадра или ракурса любителем. Это следствие того, что в фотолюбители записывают любого владельца фотоаппарата, даже пресловутых девочек с зеркалками. Значение слова обесценено.

В понимании большинства людей, профессиональный фотограф соответствует городскому свадебному бомбиле, которые редко могут похвалиться хорошими снимками. Фотографии похожи друг на друга. Нет никакой разницы кто на снимке: Денис + Мария или Антон + Ирина. Забавно, но подготовленный непрофессиональный любитель сделает фотографии ничуть не хуже, а зачастую лучше, поскольку не скован "золотыми стандартами" российской свадебной фотографии.

Возникает вопрос, как профессиональный свадебный фотограф может быть равен фотолюбителю, если оценивать по выходящей продукции? Я искал ответ, и таки нашел. Кто сказал, что наш городской свадебный фотограф профессионален? Иначе говоря, почему наличие профессии фотографа означает профессионализм в искусстве фотографии и фотосъемке? Это ошибочное утверждение. Человек может быть профессионалом, но не по факту наличия профессии или факта получения денег.

Профессионала в любой области человеческой деятельности отличает высокое качество выполненной работы и ответственность за нее. Это то, чем не похвастается большая часть "фотографов-профессионалов".

Фотограф начинает называть себя профессиональным, когда набирается типовых методов съемки и способов обработки, что позволяет продавать свои услуги. Но означает ли это, что профессионал лучше любителя? Нет. Развитие фотографа останавливается после ухода в коммерцию, поскольку он попадает в беличье колесо съемок и последующей обработки, что не предполагает наличие времени на учебу. Как и наличия денег.

Снимки "профессиональных" фотографов похожи друг на друга. Фотографы живут в тысячах километрах друг от друга, но делают одинаковые снимки. Схожесть работ обуславливает мейнстрим, который готовы покупать люди. Парадокс заключается в том, что мейнстрим формируют фотографы, которые не предлагают иного решения, нежели "невеста на ладошке" или "модель смотрит в камеру из центра кадра", что формирует шаблонное восприятие уже у потребителей. Узость фотографического мышления обусловлена отсутствием развития, чего не происходит с увлеченным фотолюбителем.

Я уверен, что большинство фотолюбителей гораздо опытнее в фотосъемке и искусстве фотографии, нежели "профессиональные" фотографы, которые берут деньги за свое творчество, рожденное в муках и корчах. Разумеется, настоящих профессионалов, которые умеют работать с цветом и светом, моя статья не затрагивает никоим образом.

Рекомендую по теме: Курс фотографии для начинающих: стоит ли идти учиться