Основы фотографии или обучение начинающих с нуля
на любом фотоаппарате


Многие возражают, указывая, что качественный фотоаппарат умеет делать замечательные фото в автоматических режимах. Мне жаль этих людей. Они не представляют, насколько хорошие фотографии могли бы делать, обладая хорошим фотоаппаратом, если бы умели использовать выдержку и диафрагму.

Вы не станете фотографом, не зная основы фотографии. Не верьте тем, кто утверждает обратное. Вас обманывают.

Начинающие пугаются, когда речь заходит про диафрагму или выдержку. Уверяю, ничего сложного, если правильно объяснить, не уводя неподготовленного слушателя в технические дебри.

Когда начинающему объясняют, что такое диафрагма и зачем нужна, то используются сложные разъяснения, что что-то где-то закрывается, что-то где-то открывается, потом немного магии и… получается фотография.

Вы видели эти объяснения, где разъяснялись принципы работы диафрагмы. К слову сказать, несмотря на высшее техническое образование и профессию инженера, я не сразу усвоил взаимосвязи диафрагмы и аспекты того, как она работает. Спустя время я осознал и понял, но, спросите сейчас: Что такое диафрагма? Я отвечу просто:

Диафрагма это количество света, которое попадает на кадр.

Критики вывалят не одну тачку известной субстанции за столь упрощенное и примитивное объяснение. Уверяю, начинающему фотографу достаточно знать, что диафрагма регулирует количество света в кадре и это количество связано с тем значением диафрагмы, что установлено на фотоаппарате.



Если выдерживать повествование в одном ключе, то про выдержку фотоаппарата можно сказать следующее:

Выдержка это время, в течение которого свет попадает на кадр.

Я сознательно опускаю разъяснения конструкции выдержки в механизме фотоаппарата. Выдержка определяет количество света, попадающего на кадр, но уже через время, в течение которого свет попадает. Промежуток этого времени может быть, как коротким, так и длинным. Соответственно различают короткую выдержку и длинную.

Последним параметром, который относят к фундаментальным основам цифровой и пленочной фотографии выступает ИСО или светочувствительность. Фотографы изменяют ИСО в двух случаях: когда света мало или когда света много. Чаще всего, оценив условия съемки и условие освещенности сцены, ИСО устанавливают на одну величину и больше не изменяют.

ИСО это светочувствительность фотоаппарата и чем выше ИСО, тем большее количество света улавливает фотоаппарат.



Итоговое значение количества света, которое осветит кадр и которое запечатлеет фотоаппарат, называется экспозицией.

Не важно, какой параметр фотосъемки установлен вами, а какой подобрала автоматика фотоаппарата. Экспозиция кадра зависит от выдержки, диафрагмы и ИСО. Неправильная экспозиция приводит к неправильному освещению кадра, что выражается потерей деталей, как в темных, так и в освещенных участках кадра.



Как видите, если оперировать понятием количества света, то сложность обучения основам фотографии резко снижается. Не думайте, как работает диафрагма и как выдержка регулирует поступающий поток света. Думайте о свете. Это ключ к пониманию.