Мануальный объектив: особенности съемки и использования

Вы здесь: Уроки фотографии / Все про объективы


Для начала поймите одну простую вещь.

При съемке все мануальные объективы ведут себя одинаково. Неважно, какая фирма выпустила объектив: Никон, Кенон или Самьянг с Сигмой.

Удобство, качество и комфорт использования различен, но принцип работы и способ съемки одинаков для всех мануальных объективов.

Я расскажу вам, какие неприятности могут подстерегать при использовании мануального объектива и как их можно обойти.

Нужен ли мануальный объектив?

Не нужно себя обманывать. Мануальные объективы покупают только в двух случаях:

World Trade Center в Москве, снятый мануальным объективом

Про диафрагму и старые объективы

Не все мануальные объективы позволяют управлять диафрагмой с фотоаппарата. Нередки случаи, когда диафрагма нужно устанавливать вручную, что создает много неудобств и лишает скорости оперирования.

Кольцо переключения диафрагм может быть тугим и небольшим, что приводит к расширению словаря матных слов у несдержанных новичков при попытках переключения диафрагмы.

Современные объективы позволяют изменять диафрагму настройками фотоаппарата.

Старые мануальные стекла могут потребовать специальные переходники для подключения к фотоаппарату и подтверждения фокуса. Как старые советские объективы Гелиос.

Какой выбрать

Я бы советовал не торопиться выбирать мануальное стекло.

Если отбросить россказни техноманьяков о красивом рисунке старых объективов, непревзойденном боке и светосиле, то большая часть этих объективов легко заменяется современными недорогими автофокусными фиксами.

Уверяю вас, они гораздо удобнее и практичнее.

Старые мануальные объективы немного выигрывают в светосиле и стоимости, но полностью проигрывают в скорости фокусировки.

Не стоит забывать, что старые мануальные стекла разрабатывались под пленку и пленочные фотоаппараты. На современном цифровом фотоаппарате старый объектив может подарить большое количество хроматических аберраций и перспективных искажений.

Фокусируемся вручную

Известно, мануальные объективы не умеют фокусироваться автоматически. Их фокусируют вручную, вращая кольцо фокусировки до появления резкости в нужном месте кадра.

Из-за отсутствия автофокуса вы не можете быстро сфокусироваться.

Чем быстрее двигается объект съемки или меньше глубина резкости, тем сложнее навестись на резкость.

Темный оптический видоискатель и съемка в сумерках осложняют ручное наведение резкости.

Возникает вопрос, как не промахиваться фокусом?

Увы, но вариантов немного:

Например.

У меня есть мануальный объектив Samyang 85 мм. Признаюсь, я не успеваю наводиться и попадать фокусом в играющего ребенка, если использую диафрагму меньше f/2,8.

Поджатая диафрагма снижает количество промахов фокуса, но кардинально проблему не решает.

Красота этого неплохого мануального фикса раскрывается, когда ребенок спокойно позирует. В моем случае, это большая редкость.

Более подробно проблемы фокусировки на мануальных объективах разъяснены в статье «Как фокусироваться на мануальном объективе и не промахиваться фокусом».

Как снимать

Съемка мануальным объективом ничем не отличается от съемки любым другим объективом с поправкой на отсутствие автофокуса.

Мануальные объективы бывают и фиксами и зумами. Этими объективами снимают также как и любым автофокусным зумом или фиксом.

Никакой разницы.

Все, что нужно это правильная экспозиция, композиция и замысел фотографа.

Снимая мануальной оптикой невозможно промахнуться фокусом из-за объектива. Фокусом промахивается фотограф из-за ряда причин, вроде рассмотренных выше и в статье по ссылке.

Фронт и бэк фокус

Мануальные объективы не обладают фронт или бэк фокусом. Это аксиома.

Проблема может крыться в неточном подтверждении фокусировки фотоаппаратом, на которое ориентируется фотограф при съемке.

Иначе говоря, при использовании мануальной оптики не нужно слепо доверять мигающему красному огоньку подтверждения фокуса в видоискателе или на дисплее.

Ориентируйтесь на появление границ резкости на нужном вам объекте. Это более надежный способ фокусировки.

Рекомендую проверить объектив по методике из статьи «Как проверить объектив на резкость и размыливание картинки».

Простая проверка позволит снять большое количество вопросов к любому объективу.

С высоты своего опыта использования я считаю, что основная проблема заключается в сложности фотографирования подвижных и динамичных сцен.

Во всем остальном современный мануальный светосильный объектив предлагает качество рисунка не уступающее автофокусным аналогам. Но стоимость будет значительно ниже автофокусных собратов.

Прикрепленная фотография показывает возможности недорого автофокусного кита 18-55 мм при умении обрабатывать фотографии. Нужно ли страдать, снимая недорогими или старыми мануальными стеклами?

Рекомендую по теме: