Заваленный горизонт и как правильно его заваливать




Обожаю эту мульку.

Каждый второй критик, не найдя очевидных проблем на снимке, лезет проверять ровность горизонта линейкой.

Я люблю выкладывать подобные снимки на критику паблики Вконтакте.

Обычно количество комментариев про заваленный горизонт радует.

Горизонт завален.

Это всегда звучит, как вердикт судьи, приговаривающего к пожизненному сроку.

Но так ли это страшно?

Он считается распространенной ошибкой начинающих фотографов, которые не проверяют правильность линии горизонта.

Этот факт не вызывает ни малейших сомнений у большинства зрителей и критиков.

Действительно.

В большинстве случаев, пейзажный снимок будет испорчен, если завалить линию горизонта.

Но, на портретной фотографии, это не имеет столь большого значения, поскольку главным объектом съемки выступает человек, а не пейзаж с деревьями за спиной.

Достаточно, чтобы человек на снимке находился в вертикальной ориентации, что не вызовет диссонанса у нашего сознания.

Однако.

Существует множество фотографий, где горизонт не играет никакой роли, даже второстепенной. Как существует и множество фотографий, где композиция построена на намеренно заваленном горизонте.

Заваленный горизонт как художественный прием

Все просто.

Горизонт можно заваливать тогда, когда композиция кадра или сюжет допускает это.

Это происходит в нескольких случаях:

  • Когда главный объект кадра нужно показать в вертикальном положении. Реальное положение линии горизонта не играет никакой роли или противопоставляется своей неестественностью
  • Когда кадр поворачивают при съемке до диагональной композиции ради эффекта движения
  • Когда нужно создать эмоциональный дискомфорт для усиления воздействия сюжета на зрителя

Посмотрите примеры.

Достаточно известный кадр с прилегшим кораблем. На первый взгляд корабль выглядит нормально, но потом зритель замечает, что это не так.

заваленный горизонт из-за эффекта движения

Моя фотография с поворотом кадра ради приведения композиции к диагонали, что создает движение в самом кадре.

Заваленный горизонт и голландский угол

Существует композиционный художественный прием, известный как голландский угол.

По своей сути, это тоже условно заваленный горизонт.

Этот композиционный прием весьма обожаем киношниками, которые специализируются на треш, хоррор и психологических драмах.

Подобное построение кадра заставляет зрителя ощущать дискомфорт и эмоциональное напряжение.

Однако, это не столь легкий композиционный прием, как может показаться на первый взгляд.

Используя голландский угол, не переусердствуйте. Не нужно создавать портфолио, используя один прием с заваленным горизонтом или голландским углом.

История знает немало неплохих по сюжету фильмов, загубленных слишком частым и неуместным использованием голландского угла.

С ним очень легко перейти от психоделического портрета и сюжета к портфолио, набитом кичем.

Возвращаясь к горизонту.

Если вы считаете, что заваленный горизонт усилит композиционное или эмоциональное воздействие на зрителя, то валите его смело.

В иных случаях, не рекомендую.




data-matched-content-rows-num="4,4" data-matched-content-columns-num="1,2" data-matched-content-ui-type="image_stacked" data-ad-format="autorelaxed">