Мылит объектив или почему размыт один край кадра или оба сразу




Рано или поздно любой новичок обнаруживает тот факт, что его любимый объектив не дает резкую картинку на краях кадра при разных фокусных расстояниях или диафрагмах.

Мылит, так сказать.

Большая часть обвинит во всех грехах свой фотоаппарат, дескать, не самый лучший покупал и вот результат, после чего заложит в бюджет покупку более продвинутой камеры или объектива.

Меньшая часть начинающих фотографов изучает возникшую проблему, и наталкивается на эту статью или похожие опусы.

Почему объектив мылит по краям или с одной стороны

Рассуждая о размыливании краев кадра объективом нужно упомянуть такой термин, как перекос плоскости фокусировки.

Собственно, большая часть дефектов объектива, связанная с мыльностью краев или края кадра и вызывается перекосом плоскости фокусировки.

Проиллюстрировать возникшую проблему можно следующим образом:

перекос плоскости фокусировки

Плоскость фокусировки на исправном фотоаппарате или объективе должна быть перпендикулярна оптической оси самого фотоаппарата.

Но из-за различных дефектов тушки или объектива, она может сместиться в какую-либо сторону. Это и приводит к размыливанию краев или одной стороны кадра.

На картинке красной линией показан условный перекос плоскости фокусировки от фактической, показанной черной линией.

Объект съемки находится в фокусе и зоне резкости, но противоположный край кадра окажется размытым из-за перекоса плоскости фокусировки.

Проиллюстрированную ситуацию несколько спасает съемка на закрытых диафрагмах, но при открытой диафрагме дефект проявится во всей красе.

Почему объектив начинает мылить край

Причинами этого дефекта выступает:

  • Падение и сотрясение объектива
  • Попадание влаги и грязи внутрь объектива
  • Раскручивание отдельной линзы
  • Перекос блока линз внутри объектива

Все эти причины приводят к перекосу плоскости фокусировки, и проявляется как размывание краев кадра или какой-либо стороны кадра.

Что делать, если объектив мылит по краям

При всем богатстве выбора есть только один вариант: Отнести объектив и фотоаппарат на проверку в сервисный центр.

Я не рекомендую самостоятельно пытаться отремонтировать объектив.

Это сложная задача даже для тех, кто умеет держать инструменты в руках, но никогда не занимался подобным.

С перекосом плоскости фокусировки несколько разобрались.

Перейдем к вопросам размыливания изображения на крайних фокусных расстояниях зум - объектива.

Почему мылит объектив на длинном или коротком конце фокусных расстояний

Если вы намерены развиваться в фотографии и дальше, то вам нужно запомнить и усвоить два термина.

Они неофициальные, но очень распространены в среде фотографов и в различных руководствах. Это короткий конец объектива и длинный.

Короткий конец объектива - крайнее положение кольца зуммирования зум-объектива, которое обеспечивает максимальное раскрытие кадра в видоискателе.

Например.

Для китового объектива 18-55 мм, короткий конец объектива находится на фокусном расстоянии 18 мм.

Длинный конец объектив - крайнее положение кольца зуммирования объектива, при котором обеспечивается минимальное раскрытие кадра в видоискателе.

Для китового объектива 18-55 мм, длинный конец составит 55 мм фокусного расстояния. Для объектива 18-105 мм, он равен 105 мм.

Фикс объективы не обладают длинным или коротким концом из-за фиксированного фокусного расстояния.

Часто бывает, что на крайних фокусных расстояниях, то есть на коротком или длинном конце, зум объективы размыливают картинку в той или иной мере.

Это явление обуславливается конструкцией объектива, качеством линз и качеством исполнения объектива.

То есть, всем тем, на что вы повлиять не можете.

Нужно заметить.

Существует ошибочное мнение, что дорогие объективы не страдают размыливанием на крайних фокусных расстояниях.

Однако это не так.

Дорогой объектив не гарантирует отсутствие этого дефекта. Как и дешевый.

При покупке любого зум-объектива убедитесь, что он способен снимать резко, не размыливая изображение на краях диапазона фокусных расстояний.

Что делать, если объектив мылит на крайних фокусных расстояниях

В отличие от проблемы перекоса плоскости фокусировки, в случае размывания картинки на коротком или длинном конце, есть способ, позволяющий обойти этот дефект или значительно уменьшить его проявление.

Например.

Я знаю, что мой китовый 18-55 мм объектив не выдает резкую картинку на фокусном расстоянии 55 мм и наиболее резкое изображение получается при фокусном расстоянии 45-48 мм.

Для резкого кадра мне достаточно не поворачивать зуммирующее кольцо до упора и фотографировать на 45-48 мм, а не 55 мм.

На итоговую композицию кадра это не влияет, ибо разница раскрытия кадра между 48 мм и 55 мм достаточно мала.

И я получаю резкий нормальный кадр, взамен того "мыла", что обеспечила бы мне съемка на 55 мм.

Как я выяснил, что мой объектив размывает на 55 мм?

Очень просто.

Проверил его при помощи линейки и стопки книг.

Методику проверки вы найдете в статье «Как проверить объектив на резкость и размыливание картинки».

Объектив мылит на открытой диафрагме или на всех диафрагмах

Классическая жалоба неопытного фотографа это жалобы на размыливание картинки при съемке на открытых диафрагмах.

Этот способ съемки был популяризирован двумя явлениями:

  • Недорогими светосильными объективами 35 мм и 50 мм
  • Любовью начинающих к размытому фону

Многие начинающие широко открывают диафрагму ради размытого фона на портретах.

Проблема в том, что начинающие не владеют понятием резко изображаемого пространства (ГРИП) в должной мере.

Выпадая из глубины резкости, и получая размытый снимок, начинающие винят объектив или фотоаппарат, но не собственное незнание.

Если вы столкнулись с проблемой мыльных снимков на открытых диафрагмах, то изучайте понятие глубины резко изображаемого пространства и того, как оно работает.

В большинстве тех случаев, что известны мне лично, проблема размытых снимков исчезала после того, как начинающий переставал перестраивать кадр после фокусировки на открытой диафрагме и обучался правильно фокусироваться.

Иная проблема, если фотоаппарат размыливает картинку на всех диафрагмах.

Что делать, если объектив мылит на всех диафрагмах

Размывание кадра на всех диафрагмах говорит о том, что существует проблема с самой системой фокусировки фотоаппарата или объективом.

Самое разумное, это отнести фотоаппарат и объектив в сервисный центр на проверку.

Я описал наиболее часто встречающиеся проблемы мыльного объектива, не упомянув разрешающую способность объектива и дифракционный предел.

Из своего опыта могу заверить, что большая часть новичков не умеет пользоваться своим фотоаппаратом и объективом.

Они не умеют правильно фокусироваться, они не знакомы с понятием глубины резкости и легко выпадают из нее при съемке на открытых диафрагмах.

Они не знакомы с техническими минусами своих фотоаппаратов и не умеют их обходить.

В сухом остатке, все проблемы мыльного объектива можно устранить повышением собственных навыков в фотографии или посещением сервисного центра.

Достаточно правильно определить, какой именно дефект вы наблюдаете на своих снимках.

Перекос ли плоскости фокусировки или простое выпадение из глубины резкости.



Как проверить объектив на резкость и размыливание картинки

Что лучше автофокус или ручная фокусировка

Чем заменить китовый объектив 18-55 Никон или Кенон

Как снимать китовым объективом хорошие фотографии легко и просто

Как снимать мануальным объективом на Никон, Кенон и любой другой фотоаппарат


data-matched-content-rows-num="4,4" data-matched-content-columns-num="1,2" data-matched-content-ui-type="image_stacked" data-ad-format="autorelaxed">